Т 80
Т - 80
Боевая масса, т 11,6
Экипаж, чел. 3
РАЗМЕРЫ
Длина корпуса, мм 4285
Ширина корпуса, мм 2420
БРОНИРОВАНИЕ
Тип брони гетерогенная катаная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 35/60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45/−30° и 15/−81°
Борт корпуса, мм/град. 25/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 15/76°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25/−44°
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 15
Маска орудия, мм/град. 35
Борт башни, мм/град. 35/5°
Крыша башни, мм 10 и 15
ВООРУЖЕНИЕ
Калибр и марка пушки 45-мм 20-К
Длина ствола, калибров 46
Боекомплект пушки 94—100
Углы ВН, град. −8…+65°
Углы ГН, град. 360°
Прицелы ТМФ-1, К-8Т
Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ
ПОДВИЖНОСТЬ
Тип двигателя спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные
Мощность двигателя, л. с. 2 × 85
Скорость по шоссе, км/ч 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25
Запас хода по шоссе, км 320
Запас хода по пересечённой местности, км 250
Удельная мощность, л. с./т 14,6
Тип подвески торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,84
Преодолеваемый подъём, град. 34
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 1,7
Преодолеваемый брод, м 1,0
ОПИСАНИЕ
Танк Т-80 был разработан осенью 1942 г. в КБ Горьковского автозавода под руководством Н. А. Астрова. Опытный образец машины в декабре 1942 года прошёл полигонные испытания. Танк был поставлен на производство на заводе №40 в г. Мытищи Московской области. Всего было изготовлено 75 танков и в 1943 г. их выпуск был прекращён. Танк Т-80 был последним образцом отечественных лёгких танков периода Великой Отечественной войны
Он был создан на базе лёгкого танка Т-70М и отличался от него установкой двухместной башни, увеличенным углом максимального возвышения пушки и спаренного пулемёта, усиленной броневой защитой, применением более мощной силовой установки и возросшей на 2 т боевой массой машины. Схема общей компоновки машины принципиально была такой же, как у танка Т-70М, но с размещением трёх членов экипажа. Танк имел пять отделений: управления - в передней части корпуса, боевое - в средней части, трансмиссионное - в передней части корпуса справа по ходу, моторное - в средней части вдоль правого борта корпуса и кормовое. Механик-водитель находился в носовой части корпуса со смещением к левому борту. Во вращающейся башне, слева от пушки располагался наводчик, справа - командир танка, он же заряжающий. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных в линию двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колёса имели переднее расположение.
Вооружение танка состояло из 45-мм пушки обр. 1938 г. с вертикальным клиновым затвором и спаренного 7,62-мм пулемёта ДТ, установленного справа от неё. Длина ствола пушки составляла 46 калибров. Высота линии огня - 1630 мм. Углы вертикальной наводки спаренной установки составляли от -8 до +65° и позволяли вести стрельбу по воздушным целям, а также по врехним этажам зданий при бое в городе. При стрельбе по наземным целям использовался телескопический прицел ТМФ-1, по воздушным целям и верхним этажам зданий - коллиматорный прицел К-8Т. Пушка была оснащена электроспуском. Для наводки спаренной установки использовались шестеренчатый механизм поворота башни и винтовой подъёмный механизм. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, наибольшая - 6000 м. Скорострельность - 12 выстрелов в минуту. В боекомплект танка входили 94-100 выстрелов к пушке и 1008 патронов к пулемёту ДТ (16 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 1,43 кг составляла 760 м/с, осколочного при массе 2,15 кг - 335 м/с. Дополнительно в боевом отделении укладывались один 7,62-мм пистолет-пулемёт ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 12 ручных гранат Ф-1.
В моторном отделении вдоль правого борта размещался силовой агрегат ГАЗ-203Ф, состоявший из двух последовательно соединённых рядных четырёхтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-80 суммарной мощностью 170 л. с. (125 кВт) с карбюраторами К-43. Системы, обеспечивавшие работу двигателя, были аналогичны системам силовой установки танка Т-70М. Пуск двигателей производился с помощью или двух соединённых параллельно электростартёров СТ-06 мощностью 2 л. с. (1,5 кВт) каждый, или механизма ручной заводки. Два топливных бака общей ёмкостью 440 л находились за броневыми перегородками в изолированном отсеке в левой части кормового отделения корпуса. В правой части кормового отделения размещались вентилятор и радиатор системы охлаждения двигателей. Запас хода танка по шоссе достигал 320 км.
Машина отличалась от серийного образца танка Т-80 установкой более мощного вооружения. В состав экипажа входили три человека.
В качестве основного оружия в танке была установлена опытная 45-мм танковая пушка ВТ-43 повышенной мощности конструкции ОКБ №172, спаренная с 7,62-мм пулемётом ДТ. Длина ствола составляла 68,6 калибра. Пушка ВТ-43 была создана на базе пушки ВТ-42 применительно к установке её в башню танка Т-80 и обеспечения соответствующего угла возвышения. В связи с этим, были заново разработаны подъёмный механизм и накатник орудия. Углы вертикальной наводки составляли от -4 до +78°. При стрельбе использовались телескопический прицел ТМФ-1 и коллиматорный прицел К-8Т. Практическая скорострельность пушки в танке достигала 9-10 выстрелов в минуту. Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 1,43 кг составляла 950 м/с. В боекомплект танка входили 94 выстрела к пушке и 1008 патронов к пулемёту ДТ (16 дисков). Дополнительно в боевом отделении укладывались один 7,62-мм пистолет-пулемёт ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 12 ручных гранат Ф-1.
Броневая защита, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование остались без изменений, поэтому характеристики подвижности были сохранены на уровне характеристик базовой машины.
После успешно проведённых испытаний пушка была принята на вооружение танка Т-80, но в связи с прекращением серийного производства этого танка, дальнейшие работы были по ней свёрнуты
|